ТЕХНОЛОГИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

15 августа в Волгограде состоялось выездное заседание президиума Государственного совета под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина по вопросу «О развитии внутренних водных путей Российской Федерации».
Как сообщает сайт kremlin.ru, в заседании приняли участие помощник Президента РФ И. Левитин, заместитель председателя Правительства РФ А. Дворкович, Министр транспорта РФ М. Соколов, Министр природных ресурсов и экологии РФ С. Донской, Министр по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций РФ В. Пучков, главы регионов России, представители организаций внутреннего водного транспорта. Также в заседании принимали участие заместитель Министра транспорта России – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта В. Олерский и заместитель руководителя Росморречфлот В. Вовк.
Открывая заседание, Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что вопрос развития внутренних водных путей – чрезвычайно важный для всей страны.
Судоходные пути сообщения проходят по 60 регионам Российской Федерации. Здесь проживает 80 процентов населения России, производится до 90 процентов внутреннего валового продукта.
Насыщенность, плотность водных путей сопоставима с железными дорогами. Но это не только транспортная артерия протяжённостью 100 тысяч километров: предназначение водных путей имеет комплексный характер. Они задействованы для решения задач в таких ключевых сферах, как гидроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство.
Внутренний водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал. Это низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание водных путей. Но даже на эти относительное невысокие (затраты) нужно своевременно деньги выделять.
Для ряда регионов водный транспорт просто не имеет альтернативы, особенно для тех, кто обеспечивается северным завозом.
В.В. Путин выделил несколько, по его мнению самых важных, направлений. Первое – преодоление инфраструктурных ограничений. Второе направление – достижение сбалансированности перевозок разными видами транспорта и, как результат, снижение не только бюджетных затрат, но и издержек грузоотправителей. Хорошо известно, что для транспортировки одной тонны грузов по водным путям требуется намного меньше средств, чем по автомобильным дорогам. Третье направление – обновление речного флота.
Также Президент РФ особо выделил необходимость применения современных навигационных технологий, что позволит не только повысить эффективность использования водных путей, но ив полной мере обеспечить безопасность судоходства.
На заседании с докладом выступил Министр транспорта РФ М. Соколов.
Ежегодная потребность в финансировании речных путей составляет 21,6 млрд руб., дефицит — 7,4 млрд руб. По плану к 2018 году необходимо перейти на полное финансирование инфраструктуры из бюджета и других источников. Минтранс России этими источниками видит дополнительный акциз на дизтопливо, используемое "преимущественно большегрузными коммерческими автомобилями", при этом рост его стоимости не превысит 1%. Кроме того, не исключается, что средства на водные пути могут быть вписаны в повышение тарифов системы "Платон" (взимания платы с 12-тонных фур). Такой тариф предлагается вводить в навигацию (с апреля по ноябрь) на магистралях, совпадающих по направлениям с водными путями. Также в этот сезон  было бы целесообразно не давать скидки массовым и тяжеловесным грузам на железной дороге. Министр также добавил, что выход на полноценное финансирование внутренних водных путей приведет к созданию новых гидротехнических сооружений, что повысит пропускную способность. Затем, по его словам, можно будет установить сбор с судоходных компаний за пользование такими объектами. Кроме того, возможно введение платежей с энергии, выработанной на ГЭС, что может компенсировать их воздействие на судоходство.
Также на заседании выступили губернаторы Астраханской области А. Жилкин, Ростовской области В. Голубев, глава Якутии Е. Борисов, заместитель Министра финансов РФ А. Иванов и президент Союза Российская палата судоходства А. Клявин.
В ходе заседания в режиме телемоста с судостроительным заводом «Лотос» В Астрахани была проведена процедура закладки судна PV300 класса «река – море», не имеющее аналогов в истории отечественного пассажирского судостроения. Суда аналогичного класса не строились более 60 лет. Заказчиком судна выступает Московское речное пароходство, строительство будет вестись судостроительным заводом «Лотос» в кооперации с заводом «Красное Сормово», и это задел на длинную серию.
Президент РФ В.В. Путин, заканчивая заседание еще раз подчеркнул: "Сама наша государственность складывалась там, где были берега рек, поскольку других способов сообщения не было,— сказал президент.— Сейчас есть автомобильные дороги, есть авиасообщение, но значение водных путей не становится меньше, и мы должны использовать преимущества этого вида транспорта. Мы и до этого принимали решения, но реализуются они, мягко говоря, не очень. Но эти планы надо осуществлять".
По итогам заседания Госсовета в Волгограде В.В. Путин поручил проработать предложения, высказанные в ходе заседания президиума Госсовета, со всеми заинтересованными сторонами.
По окончании заседания Президент РФ ознакомился с экспозицией отраслевой выставки современных технологических решений внутреннего водного транспорта «Водный транспорт – задачи настоящего, перспективы будущего».
Общая тема выставки – оценка текущего состояния и перспектив развития инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации, а также демонстрация достижений современного российского судостроения.
В части развития инфраструктуры водных путей представлены макеты проектируемых новых гидроузлов - Нижегородский низконапорный гидроузел и Багаевский низконапорный гидроузел.
Экспозиция судостроения представлена моделями пассажирских судов, ледокола, грузовых сухогрузных и комбинированных судов, танкеров и судов технического флота. На акватории рейда демонстрировались суда водного транспорта, построенные за последние годы и специальные суда МЧС России. Суда водного транспорта: т/х «Капитан Загрядцев»; земснаряд «Соммерс»; обстановочный т/х  Путейский-704; обстановочный т/х «Сокол»; т/х «Пятиморск»; т/х «ВФ Танкер-18»; т/х «Волга-Флот 10»; катер «Риф 112 СК»; катер «Риф 112 Т» и суда МЧС России: на воздушной подушке «Нептун»; мотолодка «Кальмар АТ65М»; аэросани «Патруль»; пожарный катер «КС-110-39».

 

Из стенограммы заседания президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей

В.Путин:
Внутренний водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал. Это низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание водных путей.
На Единой глубоководной системе сейчас немало так называемых узких мест, а если быть точным – мелких мест, где глубина значительно ниже минимально необходимой для прохождения судов. Это привело к разделению Волги и Нижнего Дона на отдельные участки.
Это стало причиной фактически полного прекращения сквозного судоходства для грузовых и пассажирских судов на этих реках. Потеряны популярные – и прежде всего для въездного туризма – сквозные маршруты из Петербурга и Москвы в направлении южных регионов России. И проектам в этой сфере следует уделить приоритетную поддержку.


А.Жилкин (Губернатор Астраханской области):
Я считаю, что после строительства Нижегородского низконапорного гидроузла круизное судоходство по Волге восстановится. Развитие внутренних водных путей также даст импульс для совершенствования туристической инфраструктуры во всех поволжских городах. Появятся благоустроенные причалы, набережные, зелёные стоянки, пляжи, вокзалы, оживится торговля. В плюсе будут не только перевозчики, но и муниципалитеты, регионы, туроператоры, малый бизнес. Появятся дополнительные средства для дальнейшего улучшения инфраструктуры.

М.Соколов (Министр транспорта РФ):
В последние годы проблемы с судоходством на реках также усугубляются и маловодностью. Практически за эти два года мы утратили сквозное судоходство по реке Волге, и это сказалось на перевозке туристов круизными судами.
Из за инфраструктурных ограничений потери провозной способности флота составляют ежегодно порядка 46 миллионов тонн. И мы продолжаем терять эти грузопотоки, поскольку в 2015-м, прошлом году, в направлении портов Азово-Черноморского бассейна планировалось перевезти 13 миллионов тонн, а из за маловодности и инфраструктурных ограничений перевезли только восемь.

Для устранения инфраструктурных ограничений первое, что необходимо сделать, – это строительство Нижегородского и Багаевского гидроузлов. Закончено проектирование первого этапа Нижегородского гидроузла, до конца года мы начнём проектирование Багаевского. И для отрасли критически важно завершить строительство этих двух объектов в 2020 году, что позволит на всём протяжении Единой глубоководной системы страны обеспечить достижение четырёхметровой глубины и рост провозной способности речного флота более чем в два раза. Даже понимая существующие бюджетные ограничения, прошу поддержать завершение реализации этих проектов в 2020 году в качестве приоритетных.

В.Голубев (Губернатор Ростовской области):
необходимо строительство Нижегородского низконапорного гидроузла на участке реки Волга у Нижнего Новгорода. Только в комплексе с Багаевским гидроузлом они смогут обеспечить перевозки с Волги в направлении Азовского и Чёрного моря. Это основной поток сегодня экспортных грузов и туристического потока внутреннего водного туризма. Поэтому строительство Нижегородского гидроузла также необходимо обеспечить, по нашему мнению, в эти же сроки, то есть до 2020 года.

А.Клявин (Президент Союза "Российская палата судоходства"):
Судоходные компании подтверждают свою готовность частично участвовать в финансировании затрат государства по возведению новой инфраструктуры, это позволит работать эффективно, рентабельно, устанавливать соответствующие фрахтовые ставки и оказать существенное влияние государству в частичной компенсации затрат государства на строительство.

А.Дворкович (Заместитель председателя правительства РФ):
Мы уже включили и Багаевский гидроузел, и Нижегородский гидроузел в стратегии развития внутренних водных путей к числу самых приоритетных проектов, проектирование Нижегородского узла уже фактически завершено и должно начаться финансирование. Проектирование Багаевского гидроузла будет завершено в следующем году, начнём финансирование реализации этого проекта.

Осмотр главой государства выставки "Водный транспорт - задачи настоящего, перспективы будущего", на которой представлен макет Нижегородского гидроузла. Пояснение дает Министр транспорта РФ Максим Соколов.

 

 

 

Выступление главы государства

Новости

Поиск


Вход на сайт